Большие возможности системы «кластер»
Гармония между наукой и образованием обеспечивает прогресс во всех областях. Естественно, интеграция науки, образования и производства является важной и актуальной задачей. Это, в свою очередь, приведет к созданию инновационного кластера.
Глава нашего государства Шавкат Мирзиёев 10-11 марта 2017 года и 16-17 февраля 2018 года ознакомил общественность с текущими реформами на местах, запустил проект «Хлопок и текстильный кластер» во время визита в Бухарскую область, который обеспечивает научную основу для организации кластерного производства в Узбекистане.
Цель кластера - координация отраслевых предприятий в городе, районе и регионе и объединение их с образовательными, научными, инженерными, консалтинговыми, стандартизированными, сертификационными и другими службами в единую технологическую цепочку для создания конкурентоспособной продукции на основе инновационного производства. Одна из инновационных идей президента нашей страны, которая улучшит благосостояние народа, сделает людей богатыми - широкое внедрение ной системы «кластер» в нашей стране.
Научно-практический семинар «Инновационный кластер - критерий интеграции науки, образования и производства», организованный Министерством высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан, Ташкентским институтом инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства и кластером “BCT Cluster”, можно сказать, что был одним из самых смелых и практичных шагов по достижению этой цели.
В научно-практическом семинаре приняли участие ученые и исследователи из Министерств, Ассоциаций, Высших учебных заведений, Научно-исследовательских институтов и руководители кластерной системы в Республике Узбекистан.
Редакторы газеты «Народное слово» в качестве партнеров также приняли участие в данном семинаре. Научно-практический семинар возглавил ректор института профессор Умурзаков У.П.
На семинаре обсуждались следующие темы докладов: «Настоящее и будущее инновационной кластерной системы под руководством Президента Мирзиеева Ш.М.»(Жониқулов Ш.- представитель Министерства сельского хозяйства Республики Узбекистан), «Опыт внедрения инновационных и научно-исследовательских кластеров в управлении водными ресурсами в ТИИИМСХ» (Умурзаков У.П. – ректор, профессор Ташкентского института инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства), «Кластер - интеграция, инновации и экономический рост» (Рахматов М.А. - доктор экономических наук, профессор, руководитель «BCT Cluster»(Россия, Великобритания)), «Научно-практический опыт развития кластерной системы в Сырдарьинской области» (Сотиболдиев У. - член Сената Олий Мажлиса, руководитель«BЕК Cluster»(Узбекистан – Англия)), «Инновационные кластерные инвестиции китайских компаний в Узбекистане»(Пан Хан – предприниматель КНР),«Перспективы внедрения европейской кластерной системы в промышленность Узбекистана»(Жушкин Ренкли ўғли - предприниматель Турции).
Инновационный кластер является критерием интеграции науки, образования и производства. Почти во всех регионах страны имеются крупные и мелкие кластеры. Глава нашего государства отметил на встрече, состоявшейся 12 сентября текущего года, что эта система должна стать «локомотивом» ускоренного развития аграрного сектора во всех районах. Было подчеркнуто, что мы должны уделять особое внимание развитию хлопко-текстильных кластеров с целью внедрения современных рыночных отношений в сельском хозяйстве. В будущем 70 из 133 районов производителей хлопка перейдут на полную кластерную систему. Созданные кластеры откроют 41 предприятие и создадут около 25 000 новых рабочих мест.
Идея повышения конкурентоспособности национальной и региональной экономики на основе практического применения кластерной стратегии (Портер М. и ЭнрайтМ.) в следующем:
- обеспечение прямого доступа к поставщикам, профессиональным кадрам, информационным, сервисным и образовательным центрам для предприятий с целью повышения производительности. Это подтверждается тем фактом, что у предприятий кластерных регионов производительность труда в 1,5 раза больше, а заработная плата - до 30 процентов выше.
- для образовательных и научно-исследовательских центров появятся возможность создавать новые научно-методические разработки, проводить краткосрочные испытания и внедрять их в производство;
- появятся благоприятные условия для стимулирования труда специалистов и научных сотрудников производства, а также условия для создания новых товаров.
Одной из инициатив, выдвинутых Президентом Узбекистана на Саммите Шанхайской организации сотрудничества, была идея развития агропромышленных кластеров. Эта инновационная идея вскоре была признана мировым научным сообществом.
Президент страны Шавкат Мирзиёев отметил, что для того, чтобы стать одной из ведущих стран мира, необходимо внедрить кластерную систему в аграрную сферу, в науку, образование и в другие сферы.
Как отметил глава нашего государства на встречах с учеными, целесообразно создать кластерную систему во всех сферах.
На самом деле, необходимо увеличить объем финансирования исследований и разработок для создания кластерных систем в легкой промышленности, нефтяной, газовой, химической, биотехнологической, в сфере аптек, информатики, в автомобильном строительстве, в транспортной логистике, рекреационном туризме, в сфере питания, образования, рыболовства, птицеводства, пчеловодства, шелководства и других областях, а также повысить уровень технической поддержки научных исследований, участвовать во внешних инвестиционных проектах, создавать новые возможности для обучения и переподготовки научно-педагогических кадров.
Кроме того, кластерная система создает широкие возможности и условия для создания образовательных программ в кластерной системе, позволяетт проводить краткосрочные тестирования, поощрять сотрудников и специалистов в области производства и научных исследований,изобретать новые товары с узбекским брендом.
В системе образования также есть кластер. Для того, чтобы человек стал личностью и зрелым человеком, необходима взаимосвязанная цепочка непрерывного образования, включающая в себя такие процессы, как детские сады, школы, лицеи, колледжи, университеты, докторантуру и профессиональное развитие. Действительно, эта цепочка представлена в Национальной программе по подготовке кадров.
Однако, в первые годы независимости, в переходные периоды и последующие периоды были очень сложные процессы в области образования. Хотя они кажутся несколько более стабильными, чем когда-либо, в настоящее время местная техника и технологии значительно отстают от требований времени,а уровень знаний и навыков выпускников профессиональных колледжей и высших учебных заведений ниже современных требований.
Таким образом, несмотря на то, что в последовательности образовательной цепочки нет разрыва, в цепях цепи произошли большие перебои. Это снижение спроса на выпускников, отсутствие конкуренции, нарушение качества образования, отсутствие материально-технической базы учебных заведений и т.д.
Один из актуальных вопросов сегодняшнего дня - развитие нашей национальной экономики посредством метода «Кластера» и создания «Кластера конкурентоспособности» в высших учебных заведениях и других учебных заведениях.
Пресс-секретарь института Джуманиязов Рахимбой