Отчет института - свидетельство успехов и неудач

Суть отчета состоит в подведении достигнутых итогов в работе и в анализе достижений и недостатков в образовательном процессе. 23 октября текущего года ректором был прочитан отчет об интенсивных процессах в институте. Умурзаков Уктам Пардаевич попросил принять к сведению 500 дневный отчет за период работы руководителем института.

Отчет в форме критического и аналитического анализа был организован в духе взаимной искренности. Ректор рассказал о достигнутых результатах в 2017-2018 учебные годы, об имевшихся проблемах, рассказал о задачах, стоящих перед нами в 2018-2019 учебном году,  об актуальных проблемах, имеющих отношение к нашей будущей работе, о необходимости обмена мнением, о глобализации, о требованиях к инновационным идеям.  Затем он кратко остановился на реформах, проводимых в системе высшего образования и выполнении основных задач, изложенных в Концеции развития Ташкентского института инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства на 2017-2030 года.

В Узбекистане за последние два года произошли большие реформы в системе высшего образования, а также во всех других сферах, которые последовательно продолжаются и сейчас. В 2018 году в этом направлении был принят ряд Постановлений и указов.  В соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан «О мерах по коренному совершенствованию системы подготовки кадров с высшим образованием в Ташкентском институте инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства» от 8 мая 2018 года № ПП-3702 определены приоритетные задачи по подготовке высококвалифицированных кадров в сельском и водном хозяйстве.

Очень приятно работать над его выполнением. Другим положительным аспектом реформ в высшем образовании является тот факт, что за последние два года, благодаря строгой позиции нашего Президента, были устранены неприятные традиции, продолжавшиеся многие годы, и  был  организован честный, прозрачный и справедливый прием абитуриентов. Это, конечно, смелый и благородный шаг, предпринятый на пути подготовки высококвалифицированных и конкурентоспособных кадров. Приём студентов на 2018-2019 учебные годы был честным и прозрачным. Результаты неплохие. В текущем учебном году на 1 курс очной формы обучения было принято 960 студентов, а 353 студента  - на заочную форму обучения. Не секрет, что последние два года в магистратуре учатся самые грамотные студенты. Это, в свою очередь, важный и надежный шаг в повышении качества образования, в подготовке высококвалифицированных кадров в институте.

Затем ректор сделал заметку о достигнутых результатах и ​​существующих проблемах и объяснил их причины. Основными задачами являются: оснащение учебного процесса института современными информационными и коммуникационными технологиями, обеспечение доступа к мировым образовательным ресурсам, изменение отношения к  процессу обучения, повышение качества обучения, повышение спроса и создание инновационной среды в процессе обучения.

Для полной модернизации учебного процесса института современными информационно-коммуникационными технологиями по аналогии с авторитетными зарубежными университетами “Умный университет (Smart)”, была разработана платформа для создания цифрового университета. В настоящее время изыскивается финансирование для осуществления этого проекта, и мобилизуются все возможности.

Старые методы проведения занятий устарели. Эпоха глобализации этому подтверждение. Известный философ и педагог Джон Дью сказал: «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».

Сегодняшнюю молодежь называют поколением Z. Она выросла в другой технологической среде. Поколение Z живёт в другом мире, где благодаря быстрому научно-техническому прогрессу барьеры между физическим и виртуальным миром практически рухнули. Мы называем его фиджитал-миром. Мы должны понять и принять это! Ожидаются абсолютно новые виды деятельности, а их представители до сих пор неизвестны.

Они проводят за компьютерами большую часть времени. Поэтому для их обучения необходимо использовать другие методы, основанные на последних достижениях науки. Возникает вопрос:  Должны ли мы отказаться от лекций, книг и от других традиций? Нет, конечно. Потому что они получают не только знания от преподавателя, но и методические навыки, нормы профессиональной этики.

Методы обязательно нужны, но необходимо уделять большое внимания содержанию обучения. К сожалению, до сих пор есть преподаватели, которые на лекционных занятиях заставляют студентов писать конспекты как диктант, а знания студентов оценивают на основе этих конспектов. «Вы проведите занятие так, что, если студент не придет на ваше занятие, чтобы он не в состоянии был его сдать».

В аудитории необходимо создавать ​​инновационную среду. Студентов нужно учить думать самостоятельно. Необходимо отметить слова великого педагога Томаза Алва Эдисона, который сказал: «Важнейшая задача цивилизации — научить человека мыслить». Педагог может владеть большой информацией, иметь глубокие теоретические знания, но все напрасно, если у него нет способностей и умений донести их до сознания студента.

Кроме того, анализ лабораторных занятий показывает, что некоторые лабораторные приборы и оборудование устарели, даже есть ситуации, когда их нет! Ректор на основе точных данных перечислил недостатки в лабораториях. Качество уроков во многом зависит от руководителей. Пока на кафедре нет системы обеспечения качества, не будет ожидаемого результата. Любая удача и ключ к успеху зависят от выбора кадра.

В соответствии с Постановлением Президента Республики Узбекистан от 8 мая 2018 года № ПП-3702 каждая выпускающа кафедра определила объекты для строительства новостроек. В этом году были попытки организовать практику на требуемом уровне, но не секрет, что многие студенты не доехали до объекта. В результате 14 студентов факультета МСХ, которые не участвовали на практике и 5 студентов факультета МГР прервали своё обучение.

В текущем году для студентов по отраслям сельского и водного хозяйства во второй раз была организована международная «Летняя школа». В ней приняли участие 39 студентов из Германии, Таджикистана, Казахстана, Кыргызстана, Туркменистана, Афганистана и Российской Федерации.

В сотрудничестве с ЮНЕСКО Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры при поддержке штаб-квартиры ЮНЕСКО утвержден проект  создания в институте кафедры ЮНЕСКО по водной дипломатии, управлению водными ресурсами и охране окружающей среды, разрешено создание кафедры ЮНЕСКО в ТИИИМСХ, в ближайшие дни планируется официальное подписание договора Генеральным директором ЮНЕСКО Одри Азуле.

В Сырдарьинской области Акционерным обществом «Узагротехсаноатхолдинг» в сотрудничестве с  “Mirzaoboduniversaltradecluster” (Бек Кластер) были определены задачи в области интеграции образования, науки и производства.

В текущем учебном году во время учебного процесса по инициативе руководства студенты 2-го курса направления «Водное хозяйство и мелиорация» факультета «Гидромелиорация» прошли практику на ирригационных и мелиорационных объектах Сырдарьинской области.В период производственной практики студенты, несмотря на трудности в организационных вопросах, смогли ознакомиться  с водосберегающими технологиями орошения, используемые каналами и фермами в некоторых районах Сырдарьинской области, в частности, с водосберегающими технологиями и агротехнологиями, используемые предприятием ООО «Бек кластер» для орошения выращиваемых культур в теплицах. Кроме того, во время практики студенты ознакомились с работой водораспределительных, оросительных и дренажных систем в магистральном канале Южного Мирзачула и каналах Дустлик, с работой водохранилища Сардоба и Сырдарьинских насосных станций.

Я думаю, что знания об объектах каждой отрасли в  будущем послужат основой для получения теоретических знаний по специальным предметам.

Поэтому необходимо еще больше укреплять связь между наукой и практикой. В то же время необходимо внедрять результаты достижений научных исследований в учебный процесс и связывать процесс обучения с производством. В институте было решено развивать интеграцию между наукой, образованием и производством, внедрять результаты научных исследований.

«К сожалению, работа, проделанная в нашем институте, неудовлетворительна, - сказал ректор, добавив, что, несмотря на реализацию многих проектов, созданные новые водосберегающие технологии или фермерская продукция не используются в производственных целях. Научные результаты, полученные на основе государственных грантов, не получают оборота. Другими словами, золотое правило «инновации» не выполняется.

Ректор института также сообщил о ежегодных грантах, объявляемых Министерством инновационного развития Республики Узбекистан; об исследовательских работах, проводимых на кафедрах, с целью повышения эффективности научно-исследовательских работ; о реализации системы механизмов проведения на высоком уровне информационных и кураторских часов; об установлении систематической связи с владельцами квартир, где проживают студенты, и председателями махаллей; об обеспечении учебных аудиторий проекторами и о широком использовании инфокоммуникационных технологий; о достигнутых результатах за 500 дней;  а именно: в течение двух лет студенты, обучающиеся в бакалавриатуре и в магистратуре становятся стипендиатами Государственной стипендии Президента Республики Узбекистан; в течение двух лет, принимая участие в конкурсе «Самый лучший педагог года» среди ВУЗов республики мы последовательно занимает 1-ые места; по рейтингу среди ВУЗов республики мы заняли 3-е место; несмотря на то, что в прошлом году было опубликовано 14 монографий, в этом году было опубликовано 18;  в прошлом году было получено 14 патентов, в этом году – 25; в прошлом году было защищено 7 диссертаций, в этом году этот показатель составил 19; вместе с Центральноазиатским региональным экологическим центром (CAREC) в ТИИИМСХ организован «Инновационный и научно-исследовательский кластер»; штаб-квартирой ЮНЕСКО разрешено открытие в институте кафедры ЮНЕСКО по водной дипломатии, управлению водными ресурсами и охране окружающей среды; при институте организован магазин «Книжный мир»; введена в эксплуатацию искусственная спортивная площадка; подготовлены два крупных международных проекта; 18-19 октября впервые по инициативе ведущих высших учебных заведений России и Узбекистана в рамках узбекско-российского образовательного форума были подписаны договорные отношения.

«Конечно, эти достижения - начало крупных стратегических задач, поставленных перед нами»,- отметил ректор. Кроме того, ректор сообщил о том, что на основе ряда Постановлений Президента Республики Узбекистан в институте началась подготовка кадров по 10-ти новым направлениям бакалавриатуры и специальностям магистратуры, также ректором были даны конкретные предложения по вопросам трудоустройства выпускников института и маркетингу, по повышению квалификации, обогащению информационного ресурсного центра художественной и научной литературой, подписке на журналы, научно-исследовательской работе, международному сотрудничеству, духовно-нравственной работе, строительно-ремонтным работам, по совершенствованию материально-технической базы, вопросам социальной поддержки сотрудников института, а также  рассказал о задачах, стоящих перед нами.

Они состоят в следующем: переход к модели «Повышение производственной квалификации»; совершенствование государственных образовательных стандартов, учебных программ и типовых программ; широкое использование опыта зарубежных партнеров при выборе учебной литературы; привлечение иностранных специалистов к учебному процессу и увеличение количества обучаемых иностранных граждан; использование современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе; современных учебных лабораторий; обновление технологии обучения с помощью программного обеспечения; создание системы волоконно-оптического соединения во всех зданиях института; повышение международного рейтинга института; улучшение качества всех аспектов института; подготовка в институте высококонкурентных и высококвалифицированных специалистов для современного рынка труда; фундаментальные и прикладные исследования, а также развитие инновационной деятельности; подготовка специалистов в соответствии с мировыми стандартами; проведение научных исследований; обеспечение дополнительных услуг; развитие инновационных технологий и претворение их в образовательный процесс, науку и управление; распространение результатов научных работ, публикация статьей в международных и республиканских научных журналах; для увеличения цитируемости журнальных статей публикация их в журналах, имеющих импакт-фактор; проведение мониторинга рейтинга каждого сотрудника; продолжение работ по обеспечению интеграции образования и науки; увеличение международных научных грантов на кафедрах; укрепление основ национального самосознания и здорового мировоззрения в сердцах молодёжи, верности своей профессии; воспитание их в духе верности, бескорыстности и патриотизма, формирование в них лидерских качеств; осуществление капитальных ремонтных работ в помещениях института в сроки, указанные в дорожной карте; списание лабораторного оборудования, которое морально и физически устарело; озеленение института и регулярное проведение такого​​ вида работ; организация музея института; укрепление международного сотрудничества и разработка для этой цели дорожной карты. Отчет ректора, который был в духе критики и анализа, требовательности и строгости был принят и одобрен коллективом института.

 

Пресс-секретарь института Джуманиязов Рахимбой